Ученые узнали, когда появились бабочки

Биологи практически ничего не знают о прошлом бабочек, поскольку окаменелых останков их предшественников не обнаружено. Недавно ученым удалось приоткрыть завесу тайны, построив эволюционное древо этих насекомых.

Возглавляемая Николасом Уолбергом группа ученых из университета Тарту десять лет назад начала восстановление истории эволюции бабочек, выбрав для исследования семейство нимфалид, поскольку именно нимфалиды являются одним из основных видов насекомых, на примере которых осуществляется изучение эволюции и экологии. К этому семейству относится порядка шести тысяч видов.

Ученые исследовали особей четырехсот родов, которые представили все основные линии этого семейства. Бабочки были собраны при помощи любителей-энтомологов и ученых из многих стран мира. В ходе работы было исследовано десять генов и описано 235 морфологических признаков насекомых, сообщает MEMBRANA

Для выявления времени отделения одних групп нимфалид от других требовались окаменелые останки их предков, но поскольку они отсутствуют, были изучены останки цветов, служащих источником питания для древних бабочек. Биологи решили, что предки современных нимфалид питались теми же видами растений, что и современные бабочки. Время появления этих растений "в камне" и было определено учеными как приблизительная дата появления соответствующих бабочек. Как удалось выяснить ученым, семейство нимфалид появилось около девяноста миллионов лед назад.

Помимо этого, исследователи установили, что около шестидесяти четырех миллионов лет назад новых видов стало появляться значительно меньше, но через какое-то время их количество вновь возросло. Этот своеобразный "сбой" соответствует времени перехода от мелового периода к палеогену, или периоду вымирания. Возможно, его причиной было падение астероида, повлекшее за собой потемнение неба, а значит, и резкое уменьшение количества цветов, служивших пищей для бабочек.

До этого ученые считали, что бабочки появились на планете между 35 и 130 миллионами лет назад, определив в качестве верхней границы возраст самой древней из обнаруженных окаменелостей, а нижней - разделение огромного континента Гондваны.