Предки людей умели лазать по деревьям задолго до появления динозавров

Древние предки млекопитающих и человека научились лазать по деревьям еще 260 миллионов лет назад, задолго до того, как на Земле доминирующей группой животных стали динозавры, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the Royal Society.

Удлиненные пальцы и отстоящий большой палец, а так же цепкий хвост помогли древнему животному Suminia getmanovi (Суминия гетманова) впервые в эволюционной истории получить доступ к растительной пище в кронах деревьев и спрятаться от большинства хищников, уверен Йорг Фробиш, палеонтолог из Полевого музея естественной истории в Чикаго, ведущий автор публикации.

Суминия гетманова - небольшое травоядное животное, жившее 260 миллионов лет назад в пермском геологическом периоде Земли. Его длина всего 50 сантиметров от кончика носа до кончика хвоста. Оно относится к классу синапсид - классу ящеров, один из отрядов которого - терапсиды - стал в последствии предком современных млекопитающих и человека. Раскрыть образ жизни суминии авторам публикации помогли прекрасно сохранившиеся черепа и более десятка прекрасно сохранившихся полных скелетов, обнаруженных в глинистых сланцах в Кировской области в России.

Среди окаменевших останков ученые обнаружили как взрослых особей, так и молодое поколение животных, что так же позволило ученым сделать более достоверные суждения об образе жизни суминии.

"Способность позвоночных лазать по деревьям уже в столь глубоком эволюционном прошлом стала для нас сюрпризом, однако в этом нет ничего необычного - кроны деревьев несли на себе тогда еще никем не освоенные источники пищи и могли служить прекрасным убежищем от хищников, в те времена ходивших только по земле", - сказал Фробиш, слова которого приводит пресс-служба музея.

По мнению Фробиша появление на Земле суминий говорит о первых этапах разделения травоядных животных на группы, питающиеся разным типом растительности. Именно в этот период на суше начали складываться привычные нам экосистемы с большим количеством самых разных по размерам и образу жизни травоядных животных, и небольшим количеством крупных хищников. До этого на земле доминировали хищники, основным источником пищи которых были насекомые и виды, обитающие в воде.