Бактерии могут помочь очищать сточные воды от ионов тяжелых металлов

Бактерии, извлеченные со дна Тихого океана, могут быть использованы для очистки сточных вод от ионов тяжелых металлов, образующихся при производстве стали и цветных металлов. Живые организмы в три раза более эффективны, чем самые современные методы очистки сточных вод, утверждают авторы исследования, опубликованного в журнале Microbiology.

Авторы открытия, профессор Гэ Цзяо Ван (Gejiao Wang) и его коллеги из Хуачжунского Сельскохозяйственного университета в Китае, работали с бактериями из рода Brachybacterium, впервые выделенными из осадочных пород на дне Тихого океана в конце прошлого столетия.

Ученые обнаружили, что один из штаммов микроорганизмов чрезвычайно эффективно перерабатывает ионы марганца, растворенные в воде, в нерастворимый оксид марганца, выпадающий в виде осадка. Такой оксид марганца имеет особую кристаллическую структуру, благодаря которой обладает большой площадью поверхности. Это делает его так же очень эффективным адсорбентом для остающихся в воде ионов металлов.

Так, оксид марганца, вырабатываемый бактериями, за счет большей площади поверхности является гораздо более эффективным адсорбентом ионов цинка и магния, концентрация которых, как правило, так же многократно превышает нормы в сточных водах металлургических производств, чем оксид марганца, получаемый традиционным химическим путем.

Таким образом бактерии позволяют гораздо более эффективно очищать сточные воды от ионов тяжелых металлов, чем этого можно добиться с помощью существующих на сегодняшний день методов очистки.

"Следующей стадией нашей работы будет разработка методов иммобилизации этого штамма бактерий в биореакторах, которые могут быть встроены в существующие на сегодняшний день системы очистки сточных вод, содержащих большие концентрации ионов тяжелых металлов", - сказал профессор Ван, слова которого приводит пресс-служба Сообщества общей микробиологии, организации микробиологов, занимающейся выпуском научного журнала.