Ученые не смогли объяснить распределение метана в атмосфере марса

Газообразный метан, следы которого в марсианской атмосфере, по мнению некоторых ученых, могут указывать на активную жизнедеятельность или разложение уже вымерших микроорганизмов, таинственным образом исчезает из воздуха, и ни одна из существующих климатических и химических моделей не может объяснить этой закономерности, утверждают авторы исследования, опубликованного в последнем номере журнала Nature.

Впервые метан в атмосфере Марса обнаружен в 2003 году, а совсем недавно ученые сумели выделить регионы красной планеты, являющиеся источниками этого газа. По мнению ученых, метан может иметь как абиогенное происхождение, так и являться продуктом жизнедеятельности микроорганизмов, живущих или живших некогда в прошлом в глубоких слоях марсианского грунта.

Ученые из Парижского университета имени Пьера и Марии Кюри Франк Лефевр (Franck Lefevre) и Франсуа Форже (Francois Forget) попытались получить более подробную картину, изучив поведение метана в атмосфере Марса. Ученые обратили особое внимание на пространственное распределение метана в марсианском воздухе, а также на сезонные вариации этого компонента атмосферы. Оказалось, что метан исчезает из воздуха гораздо быстрее, чем должен.

Молекула метана химически очень стабильна и в условиях Марса ее разрушение идет очень медленно - в течение столетий. Поэтому метан, учитывая сильнейшие марсианские ветры, дующие круглый год, должен быть распределен в атмосфере планеты практически равномерно. Вместо этого он сконцентрирован в трех регионах - Arabia Terra (Аравийская Земля), Nili Fossae (долина Нила) и Syrtis Major (Большой Сырт), где его концентрация заметно увеличивается в летние месяцы.

Объяснением этому могло бы быть химическое разрушение молекул газа под действием ультрафиолетового излучения, однако климатическое моделирование, проведенное учеными, показало, что этот процесс должен идти со скоростью, в 600 раз превышающей теоретически возможный максимум. Периодические процессы конденсации метана и его последующего испарения в теплые сезоны должны приводить к гораздо большим вариациям его концентрации, чем те, что ученым удалось наблюдать.

Согласно выкладкам исследователей, чтобы существующее распределение метана в марсианской атмосфере имело место, разрушение молекул этого газа должно происходить уже спустя час, после того, как они попадают в воздух из подземных источников - оттаивающей мерзлоты или более глубинных и теплых слоев марсианского грунта.

Если эти расчеты подтвердятся в ходе дальнейших наблюдений, это будет означать, что условия для существования органических молекул на поверхности Красной планеты намного суровее, чем считается в настоящее время. Прояснить этот вопрос должны дальнейшие исследования планеты.