Ученые обнаружили еще одну причину старения организма

Ученые из Университета Ньюкасла сделали еще одно интересное открытие в организме человека, которое улучшит теперь их понимание процесса старения. В исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, группа ученых под руководством доктора Джоао Пассос (Joo Passos), продемонстрировала, что повреждение стрессом теломеры, концевых участков наших хромосом, может являться важным показателем в старении организма.

Клетки в нашем организме непрерывно делятся, заменяя, таким образом, те, что изнашиваются или повреждаются. В процессе этого деления, копии нашего генетического материала переходят в клетки следующего поколения.

Генетическая информация внутри клеток размещена в скрученных цепях ДфНК называющихся хромосомами, окончание которых покрыто защитным колпачком - теломерой. Более раннее исследование показало, что теломеры становятся короче всякий раз при делении клетки. Это укорачивание связано с процессом старения, поскольку клетки теряют способность делиться, переходя критический минимум длины теломеры.

Тогда как предшествующие исследования теломеры, как одного из факторов старения, были сфокусированы главным образом на ее длине, новое исследование показывает, что существует еще один немаловажный показатель, влияющий на этот концевой участок хромосомы.

Доктор Джоао Пассос отметил следующее: "По мере того, как мы стареем, теломеры действительно становятся короче, и преждевременное уменьшение теломер увеличивает риск развития болезней и смерти. Тем не менее, наши сведения показывают, что теломеры в организмах как людей, так и мышей, особенно чувствительны к повреждениям ДНК, и что повреждение даже довольно длинной теломеры порожденное стрессом, неисправимо и с возрастом лишь увеличивается".

В процессе старения организма повреждения ДНК - молекулы, содержащей генетическую информацию, которая необходима для развития и функционирования всех живых организмов, приводит к гибели клеток. Тем не менее, повреждения, которые по большей части вызваны свободными радикалами, могут быть исправлены при помощи восстанавливающих свойств клеток.

Однако открытие сделанное специалистами Университета Ньюкасл показывает, что концы хромосом особенно чувствительны к стрессу и при повреждении не могут быть восстановлены или "отремонтированы". Поврежденные области теломер восстановлению не подлежат, это и объясняет то, почему клетки теряют свою способность регенерироваться по мере того, как они стареют.

"Это открытие улучшает наше понимание того, как теломеры влияют на старение клеток организма. Мы теперь знаем, что теломеры необычным образом реагируют на повреждения, и что причиной старения клеток является не только длина окончаний хромосомы" - отметил доктор Пассос. "Будущее исследование будет сфокусировано на поисках свойств, которые делают эти области генома такими специфичными, с целью разработки терапевтических методов, направленных на улучшение восстановления теломеры".