Расшифрован геном чумы, убившей пол-Европы

Ученые заявляют, что полностью реконструировали геном бубонной чумы - инфекции, вызывавшей одну из самых страшных пандемий в истории человечества, которая в 14 веке унесла жизни половины всех жителей Европы, передает во вторник агентство UPI.

Речь идет о первой в истории реконструкции древнего патогена. Исследование может помочь науке лучше понять современные инфекционные заболевания, отмечают авторы исследования из Тюбингенского университета (Германия) и Университета Макмастер в Онтарио (Канада).

Для расшифровки генома чумы ученые получили образец ДНК из зубов человека, умершего от этой болезни в Лондоне в 14 веке.

Всего было изучено около 100 останков из средневекового массового захоронения в лондонском Восточном Смитфильде, на месте которого в настоящее время находится здание Королевской почты.

Полученные данные весьма ценны для изучения эволюции патогена, считают ученые. "Генетические данные показывают, что мы имеем дело со штаммом, то есть вариантом, бактерии, которая является предком всех современных разновидностей чумы", - говорит генетик Хендрик Пуанар (Hendrik Poinar), соавтор исследования, опубликованного в журнале Nature. "Сегодня любая эпидемия чумы в мире вызвана потомком средневековой чумы".

Ученые считают, что бубонная чума, или как ее еще называют "черная смерть", которая между 1347 и 1351 годами истребила 50 миллионов европейцев, была биоваром бактерии Yersinia pestis.

"Мы обнаружили, что за 660 лет эволюции патогена произошло относительно мало изменений в геноме древнего микроорганизма", - говорит Пуанар, цитирует агентство. Впрочем, общий вывод ученых в том, что влияние на распространение инфекции оказали не генетические изменения, а такие факторы, как окружающая среда, говорится в статье.

Роль Y. pestis в "чёрной смерти" в настоящее время диспутируются.

Александр Сотов